Алексей Барт из Качканара коллекционирует корабли
Недавно мне удалось познакомиться с творческой семьёй Барт — Людмилой и Алексеем. Супруги на пенсии не сидят без дела, каждый нашёл себе занятие по душе. Людмила, художница по образованию, делает кукол, а Алексей увлечён изготовлением кораблей.
Сегодня более подробно о своём увлечении «Новому Качканару» рассказывает Алексей Яковлевич. Разнообразные корабли в доме Барт разместились практически на каждой стене. А всё началось с путешествия по Швеции.
Мужчина заинтересовался кораблями лет пять назад, когда во время поездки в Швецию увидел в магазине секонд хэнда маленький кораблик.
— Я купил этот кораблик, он, кстати, у меня сейчас на кухне висит. Смотрел на него, смотрел и подумал, а почему бы мне такой не сделать. И началось! Нашел в интернете информацию — там уйма таких поделок. Начал делать, один, второй — и закрутилось. Теперь уже со счёта сбился, сколько кораблей я сделал за это время, какие-то подарил друзьям, коллегам…
Алексей Яковлевич сейчас на заслуженном отдыхе, на пенсию ушел из депо ЖДЦ, где работал слесарем. Модели кораблей качканарец придумывает сам, у большинства поделок есть национальность: китайские, норвежские, итальянские, российские, египетские и другие. И, конечно же, в коллекции — пиратские корабли. Сделал баркас из «Белого солнца пустыни», и даже изготовил яхту «Беда» из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».
Мужчина вдохновляется путешествиями и идеями из интернета и специальных журналов. Побывав в Санкт-Петербурге, Алексей Барт принялся за изготовление крейсера «Аврора». Кроме того, Питер вдохновил праздником «Алые паруса» для выпускников, и качканарец сделал корабль с алыми парусами.
Свои всевозможные плавательные судна он делает из дерева, пластика, бумаги и других подручных материалов. Бывает, что собирает и конструкторы.
— Почему вас заинтересовали именно корабли, морская тематика? Вы служили во флоте?
— Нет, я не моряк. Я совершенно случайно увлёкся. Всё благодаря этому маленькому шведскому кораблику. Вообще, мы люди творческие. Сын у меня в Питере жил, присылал оттуда конструкторы кораблей. Я сам в основном делаю такие модели, которые можно повесить на стену, получается, что это половина корабля. Если делать целиком, они будут занимать слишком много места в квартире.
— Вы говорили, что были в Швеции. Если честно, это не самое популярное место для российских туристов. Почему вы выбрали эту страну для посещения?
— Потому что у меня там живёт дочь, уже 18 лет. В своё время с другом поехала туда деньги подзаработать, по рабочей визе. Так и остались жить в Швеции.
Сын сейчас живёт в Германии, решил вот уехать на историческую родину. У нас немецкие корни. Мама у меня русская, а папа немец. Это называется поздняя эмиграция, сын четыре года готовился, собирал родословную, документы, учил язык. Немецкий язык давался ему тяжело, но учился упорно.
— Расскажите, как ваша семья попала в Качканар?
— Из Карпинска мой отец, Яков Францович, нас перевёз. Поехал сюда по приглашению, его лично Кандель пригласил, бывший директор комбината. Мы из числа переселенных немцев. Жили в Херсонской области, потом оттуда моих предков переселили в Казахстан, отцу тогда 15 лет было, потом переселили в Челябинскую область, а далее вот в Карпинск.
Причем, у отца образования не было, а голова работала хорошо. Он был простым электриком. Где-то экскаватор сломается, инженеры не могли найти причину, звали отца, он находил поломку и исправлял. Потом начальство заставило отца получить образование. После переезда в Качканар отца взяли на работу в ГОК экскаваторщиком. Он работал и на шагающем экскаваторе, и на простом. Был старшим машинистом, на Северном карьере работал.
Я сначала хотел пойти по стопам папы, решил, что тоже буду экскаваторщиком, но он забрал мои документы и передал их на электровозника, в другую группу. Сказал, что тяжело на экскаваторе работать, лучше на электровозе.
— И сколько лет вы проработали в ГОКе?
— Я только отучился, и меня сразу забрали в армию. Пришёл с армии в 1975 году, с этого времени работал на комбинате до 2020 года, практически на одном месте. Так получилось, что свободных вакансий на электровоз не было. Нам, отслужившим, предложили работу в депо. Я там и прижился, разряд получил, так и проработал в депо до ухода на пенсию.
***
На кухне у Алексея и Людмилы на стене висит еще одна семейная творческая реликвия — это деревянное панно для кухонной утвари, сделанное вручную еще отцом Алексея Яковлевича. А расписала его Людмила.
Пока что Алексей Барт решил сделать творческий перерыв, но зимой планирует снова взяться за любимое дело — будет мастерить корабли.
Юлия Кравцова