Александр Хвостов: В криминалистику меня привела фотография

Ветеран полиции рассказал «Новому Качканару» о работе криминалиста — это главный ключ в раскрытии преступлений

И опять в канун Дня полиции всплывает в памяти эта песня.

На спящий город опускается туман,

Шалят ветра по подворотням и дворам.

А нам все это не впервой, а нам доверено судьбой

Оберегать на здешних улицах покой.

И вспоминается, что покой в наших краях оберегался уже тогда, когда не было еще ни здешних улиц, ни дворов. Были палатки, и в уральской тайге рождался город юности. Рождалась и качканарская милиция, у истоков которой стоял первый уполномоченный уголовного розыска Ру­дольф Павлинович Лебедев. До 1998 года он возглавлял отдел внутренних дел и воспитал достойную смену, которая продолжает его добрые традиции.

Нынешние полицейские успешно несут свою службу, которая «и опасна, и трудна и, на первый взгляд, как буд­то не видна». Но качканар­ская история знает немало достойных и героических поступков, которые соверши­ли милиционеры и полицей­ские, оберегая наш покой.

И все же есть такая служба, которая действительно не видна ни на первый взгляд и ни на какой другой. Это экспертно-криминалистиче­ское подразделение. Недав­но я познакомилась с одним из его сотрудников.


Наблюдательность, усидчивость и аналитический ум

Александр Алексеевич Хвостов — ветеран качка­нарской полиции.

От него я узнала, что первым экспертом-крими­налистом в Качканаре был Николай Евгеньевич Тума­нов, который вспоминал: «В те времена в милиции служили люди одержимые, настоящие энтузиасты. По серьезным преступлениям работали всем отделом, не­зависимо от того, в какой службе ты состоишь, не счи­таясь с личным временем». Сам такой же энтузиаст, Ни­колай Евгеньевич передал эту одержимость и своему последователю Александру Хвостову.

Александр Алексеевич рассказывает:

— В Качканарский ОВД, который возглавлял ле­гендарный Лебедев, я был принят помощником экс­перта-криминалиста и приступил к своим обязан­ностям под руководством Николая Туманова. Он скру­пулезно обучал меня всем тонкостям, необходимым в раскрытии преступлений. В нашем деле нужны наблю­дательность, неимоверная усидчивость и аналитиче­ский ум. Ведь любое сделан­ное экспертами заключение часто становится основным и единственным доказа­тельством в уголовном деле. Экспертная служба необхо­дима всем: операм и сле­дователям, дознавателям и участковым, и отделу по делам несовершеннолетних. Ни один изъятый след или отпечаток пальцев не про­ходит мимо криминалистов. С их помощью было рас­крыто немало неочевидных преступлений.

Мне нравилась эта кропо­тливая работа. Со временем пришел опыт, я вжился в эту профессию. Помогали учеба в Уральском юридическом институте МВД и курсы по­вышения квалификации, ко­торые ежегодно проводило главное управление Мини­стерства внутренних дел.

Спал с радиостанцией под подушкой

Александр Алексеевич вспоминает, как плодотворно работали они с техником-экс­пертом Михаилом Чуевым и внесли немало нового в рас­крытие преступлений. А еще он рассказывает о дежурстве в составе следственно-опера­тивной группы.

— Это дежурство было практически ежесуточным. Как ни смешно вспоминать, но в девяностые, когда сото­вых телефонов не было, так спал с радиостанцией под подушкой, чтобы по первому сигналу быть готовым к вы­езду на место преступления.

Вот, к примеру, такой слу­чай. Только уснул — вызов. Выехали на «вскрытый» га­раж. Декабрь, мороз. В ходе осмотра выяснилось, что взломано еще два гаража на той же улице. Жулики взла­мывали гаражи и портили машины и мотоциклы. В ночь они взломали тринадцать га­ражей. Работали в перчатках. Но в одном из гаражей жулик, видимо, снял перчатку, чтобы выплеснуть масло из банки на машину. Вот тут и проявились следы его рук. В лаборатории след был обработан, проверен по базе — и преступник был задержан, взят тепленьким в своей кроватке.

Непосредственной ра­боты в лаборатории было с избытком: сверка следов с базой данных, фотографиро­вание, печать. Кстати, фото в те времена — это пленка, ре­активы, бумага. Очень дли­тельный процесс от съемки до получения снимка!

В конце 90-х из веще­ственных доказательств, изъятых с мест преступле­ний, мы у себя в лаборато­рии создали два больших стенда с образцами разного рода холодного, огнестрель­ного оружия и специальных приспособлений. Это было гордостью нашего отдела.

После увольнения на «гражданку» Михаила Чуе­ва ко мне пришли молодые ребята Володя Карандасов и Дмитрий Костельцев, и я стал их наставником на экс­пертной стезе. Они и про­должили работу: Володя — экспертом-криминалистом, Дмитрий — в должности тех­ника-эксперта.

В профессии кримина­листа Александр Хвостов проработал десять лет, успешно проводил дактило­скопическую и почерковед­ческую экспертизы, техниче­скую экспертизу документов, а также холодного оружия. Он дослужился до звания майор полиции. Затем был переведен на должность на­чальника штаба отдела. Но лучшими в общем трудовом стаже считает службу в экс­пертно-криминалистиче­ском подразделении.

Сквозь призму объектива

В 2005 году вышел в от­ставку. Одиннадцать лет проработал в охранном предприятии. Сейчас Алек­сандр Алексеевич работает в дочернем предприятии Кач­канарского ГОКа.

Высокий, спортивного телосложения, легкий в об­щении, бодрый человек-оп­тимист.

Александр — ровесник Качканара. Он родился в сен­тябре 1957 года в городе Пе­тухово Курганской области. А на уральской земле оказался, когда ему было шесть лет. На его глазах таежный поселок превращался в город.

Саша переходил вброд Выю, когда вместе с роди­телями ходил за грибами на гору Качканар. Он помнит эту речку, которая потом ста­ла морем. С детства он полю­бил уральскую природу. «Из леса не вылазили», — вспо­минает Александр. Грибы и ягоды, цветы и травы, зака­ты и восходы — всё восхища­ло мальчишку, всё хотелось запомнить, запечатлеть.

И мечта сбылась. Когда Саше исполнилось 12 лет, папа подарил ему фотоаппа­рат «Смена», и мальчик стал снимать «всё, что легло на глаз». А глаз у него был на­блюдательный, а душа вос­торженная — и Александр увлекся фотографией. На всю жизнь. Именно фото­графия привела его потом в криминалистику.

Подводная охота

В 14 лет он оказался в Казахстане, в гостях у род­ственников. А там — речка, а на речке — мальчишки в масках и с ружьями: подво­дной охотой занимаются. Познакомился, подружился, заинтересовался. Разрешили попробовать. Надел маску, взял ружье, нырнул — полу­чилось: попал в сорожку. С тех пор Александр увлекся подводной охотой. И тоже на всю жизнь.

Учился Александр в шко­ле №6. Окончил ее в 1975 году, как и художественную школу. Кстати, Александр Хвостов и его друг Володя Князев — первые выпуски качканарской ДХШ. Оба позднее работали художни­ками на производстве.

Оба до сих пор занима­ются подводной охотой. Всерьез взялись за это после службы в армии: купили ма­ски, ружья, гидрокостюмы (оказывается, гидрокостюм — это 12 килограммов свин­ца). Где охотятся? На речках, в пруду, на Ису, на Именнов­ском, на Нясьме. «Да куда поедем, там и охотимся», — говорит бывалый охотник. — А улов? Тут уж как повезет». Вот такое мужское увлече­ние. «Начинали мы вдвоем с Володей, — говорит Алек­сандр Алексеевич, — а сейчас я многих вижу».

Вместе с другом они на мотоциклах покоряли гору Качканар: в армии Алек­сандр занимался мотоспор­том.

Некогда считать года

Всё этому человеку ин­тересно. Стоит только по­смотреть на фотоснимки, которых у него – не счесть! Некоторые из них посели­лись теперь и в моем ком­пьютере. Вот темы лишь нескольких папок: грибы, рыбаки, корни, животные, природа, интересное, церк­ви, люди. И, конечно же, са­мые родные, любимые люди. Это жена Татьяна Григорьев­на — красивая, моложавая женщина. Она работала на хлебозаводе, сейчас на за­служенном отдыхе. Но отды­хать не приходится, да и не любит она сидеть без дела.

Александр Хвостов с женой Татьяной

Дочь Жанна работает у частного предпринимателя, сын Данил — водитель на до­чернем предприятии ГОКа. У Жанны — дочери-близняш­ки: Полина и Лиза. Им сей­час 21 год. Учатся в Екате­ринбурге, на третьем курсе президентской академии. У Данила — сын Саша, дедуш­кин тёзка; учится в первом классе школы №7.

Растут дети и внуки. Рас­тет и хорошеет Качканар, шагая к своему 65-летию. Хороший возраст! Но Алек­сандру считать года неког­да. Дел всегда много: работа, машина, гараж, сад-огород, любимые увлечения.

Вот так живет мой герой, ветеран полиции Хвостов Александр Алексеевич.

— Желаю всем моим кол­легам, действующим и вы­шедшим в отставку, всем друзьям крепкого здоровья, семейного благополучия, удачи! — говорит ветеран.

А я присоединяюсь к его пожеланиям — с благодарно­стью всем людям, которые бе­регут на наших улицах покой.