Александр Боданин: Как мы заучиваем инструкции и сдаем экзамены по технике безопасности

Не так давно я ходил на курсы уполномоченных по охране труда. Преподавала очень миловидная пожилая женщина с очень толковыми и здравыми подходами к вопросам ОТ и ПБ. Так вот по её профессиональному мнению, все наши тяжелейшие нарушения техники безопасности происходят от перегруженности сотрудников. И я с ней в этом плане совершенно согласен.

1105-01Теперь перейдем к железнодорожникам. Наверное это никому не известно, но у нас экзамены, подобные тем что проходили в АТЦ, проводятся уже несколько лет, причем точно так же отстраняют людей от работы, но это не вызывает никакого общественного резонанса. Наверное просто профактив АТЦ более настроен на защиту своих работников, чем профактив УГЖДТ.

Инструкций, по которым машинистам и помощникам требуется сдавать экзамены, прямо скажем, немало — ПТЭ ЖД транспорта, Правила эксплуатации тормозов, по движению поездов и маневровой работе, по сигнализации, порядок перевозки вагонов с опасными грузами, инструкция по перевозке негабаритных грузов, инструкция по работе на высоте, электробезопасность. Все это довольно объемные тексты с огромным количеством технической (плохо запоминаемой) информацией. Каждый год мы должны сдавать экзамен на знание этого всего. Вроде бы, а что тут такого, это именно то с чем мы работаем, от чего зависит наша собственная безопасность и спокойствие на рабочем месте, но есть одно НО.

Экзаменационные вопросы в билетах содержат информацию не только ту, которая требуется мне при работе на локомотиве, но и ту что должны знать наши смежники, по словам наших руководителей мы должны контролировать работу путейцев, контактников, дежурных по станциям, работников вагоноремонтной службы, ну вобщем всех кто хоть как то соприкасается с железной дорогой, а значит я должен знать не только свои обязанности, я должен знать всю инструкцию наизусть. Каждый год вопросы для экзамена готовятся новые, ну что то остается старое, что то добавляется, все это перемешивается и нате вам новенькие билеты, делается это для того что бы работники не смогли воспользоваться какими то своими записями, выборками с прошлого года, а начинали заново штудировать инструкции и искать ответы, о каких либо методических материалах, ну как там в автошколах — билет, ответ, комментарий, даже речи не идет, это же слишком упростит жизнь «зажравшихся железнодорожников» и пропадет возможность их пугать не сдачей и отстранением от работы.

Оооо, я чуть не забыл самую главную изюминку наших экзаменов — ТРА (техническо-распорядительный акт) станции. Данный экзамен это просто верх совершенства гнобления работников. Каждый машинист должен наизусть знать все литеры (названия) всех без исключения светофоров рудовозного района и района Парк «А» станции Агламерационная, знать границы районов каждой имеющейся станции, знать нумерацию и категорию всех переездов, знать нумерацию стрелочных переводов. Тот кто хотя бы немного представляет что такое ТРА одной станции, отлично понимает что уложить в голову ТРА всех станций комбината просто не возможно.

Так, с объемом экзаменационной информации вроде закончил. Теперь о форме сдачи.
Комиссия, в худшие времена может состоять и из пяти человек, при максимально удачном раскладе из двух. Все члены комиссии чертовски любознательные и грамотные в тонкостях толкования должностных инструкций. Редкий экзамен проходит без кучи дополнительных и якобы наводящих вопросов. В таких условиях, под требовательным взором руководства, все эти наводящие вопросы чаще всего только сбивают с толку и человек, в голове которого бешеная мешанина из всевозможных инструкций, начинает просто тупить и совершенно не понимает, что от него хотят. Не так давно в беседе с нынешним председателем цехкома ЦТП, я узнал что еще в прошлом году господин Чекунов побывав на нашем экзамене пришел в шок и сказал что этот бардак надо прекращать и проводить экзамены в тестовом режиме, до сих пор ни одного экзамена в тестовом режиме я так и не увидел.
А теперь переходим к проезду красного.

Конечно, никто не отрицает наличия в нашей работе человеческого фактора. Люди бывают разные, проблемы у них случаются всякие, где то задумался, где то отвлекся и вот на тебе — должностное преступление. Все отлично понимают, что уж если ты накосячил подобным образом, то придется тебе и экзамены пересдавать с особым пристрастием и нести всю остальную ответственность согласно установленного законодательства. Но вот коллективная ответственность за проступок какого то раздолбая реально бесит. Я только что описал что представляют из себя наши экзамены, проходить эту процедуру еще раз не хочется никому и это вызывает бешенное возмущение в коллективе, а как вы думаете, излишняя раздраженность способствует внимательности при ведении поезда??? Плюс опять надо искать подход к начальникам, пытаться выкружить через знакомых новые билеты, что бы хотя бы приблизительно знать о чем будут спрашивать, снова искать ответы во всем многообразии инструкций, как Вы думаете где всем этим занимаются машинисты и их помощники? в учебных классах в оплачиваемое время? да нет конечно! на рабочем месте, так как дома есть чем заняться, у кого то ремонт в квартире, у кого то детки малые, у кого то картошку окучивать надо, покупательная способность заработной платы принуждает заниматься личным хозяйством, вот и сидят бригады за зубрежкой билетов прямо на рабочем месте. Еще раз спрашиваю, способствует это внимательности при ведении поезда???

А тут на это на все еще навалилось праведное негодование по поводу новой оплаты труда и мыслей о противостоянии с представителями работодателя, тоже вопрос животрепещущий, и так же забирающий на себя огромную часть внимательности, так необходимой при ведении поезда.

Наше руководство, почему то не хочет осознавать, что для хорошей, качественной работы сотрудников, их не накручивать и взвинчивать надо лишениями премий и проведениями внеочередных экзаменов, а создать коллективу нормальные, достойные условия для труда и отдыха. Освободить человеку в мозгу место для того что бы там появилась забота о производстве. Сейчас же в наших головах столько проблем, забот, переживаний, что лично меня вообще удивляет, как люди еще умудряются работать и не сходят с ума от многократно возросших нагрузок и требований.