Сердце, отданное школе

День учителя. С праздником, педагоги Качканара! С праздником, школа имени Новикова! Родная школа, где когда-то работала я, где учились мои внуки. В 1997 году сюда пришел Рома и успеш­но постигал начальную грамоту с Альфией Асхатов­ной Габдулихсановой. А с пятого класса и до выпуск­ного учился под руководством Натальи Николаевны Цветковой. Через десять лет, в 2007-м, первокласс­ника Сашу тоже встретила Альфия Асхатовна и тоже потом передала свой класс Наталье Николаевне. Я счастлива, что у моих внуков были такие пре­красные «семейные» учителя. Низко кланяюсь вам, дорогие мои! С праздником!

В День знаний

Первого сентября я снова побывала здесь. На школь­ном дворе была проведена торжественная линейка — с поздравлениями, цветами и шарами. А потом все пошли в свои классы.

И вот мы входим в зна­комый кабинет на первом этаже. Двери и стены при­ветствуют: «Здравствуй, школа!», «С новым учебным годом!» Парты образовали четыре больших квадратных стола, за которые усажива­ются дети. Родители распо­лагаются вдоль стен. Альфия Асхатовна приветствует всех и поздравляет с праздником.

— А какой сегодня празд­ник? Как он называется?

— День знаний! День уче­бы! — дружно отвечают ре­бята.

— Да, начался новый учебный год, и вы уже вто­роклассники! И сегодня наш первый урок в нашем вто­ром классе.

И начинается урок. Урок Мира. Учитель говорит о том, как важен мир на земле.

— К сожалению, не все дети на планете могли сегод­ня сесть за парты. А почему?

И восьмилетние гражда­не планеты говорят о войне, а самые «просвещенные» называют Сирию, Украину, Донбасс, где никак не насту­пит мир, где гибнут взрослые и дети. А что нужно, чтобы всегда был мир? И прихо­дят к выводу: нужна дружба между народами. А что зна­чит дружба? Вот как об этом написано в словаре Ожегова. Дети тоже находят свои сло­ва, рассуждают, объясняют.

Потом становятся парами в круг (в классе 13 мальчиков и 13 девочек), двигаются под музыку и декламируют: «Мы теперь с тобой друзья, обни­ми скорей меня».

Это был удивительный урок. Ребята вспоминали песни, пословицы и пого­ворки о дружбе, участвовали в конкурсах, пользовались ножницами и клеем. Каж­дый стол должен был склеить «рассыпанную» пословицу о дружбе и объяснить ее зна­чение. Задание было дано и родителям. Все работали от­ветственно, увлеченно.

А главное — на уроке дети вырастили сад мира и друж­бы. Может ли в саду расти только одно дерево? Нет, это уже не сад. И вот на доске при активном участии детей появляется много деревь­ев. Здесь улыбки и доброта, добрые слова и дела, дере­во мудрости, дерево друзей, копилка добрых поступков. А какие добрые дела мы можем сделать для класса, школы, города? Размышле­ниями и предложениями на эту тему заканчивается урок. В завершение родители вручают ребятам подарки: светоотражающие ленты на куртки и сумки и, конечно, комплект учебников. А вот и расписание уроков на зав­тра: пора начинать серьез­ную работу. Радостные, в нарядных школьных формах ребята шагают в новый учеб­ный год, с его трудностями, открытиями и находками.

438242Для Альфии Асхатовны 1 сентября 2016 года начался двадцать девятый учебный год. Большой путь в постоян­ном творческом поиске уже пройден этой энергичной женщиной с длинной и зага­дочной для меня фамилией. И я решила обратиться к ее истокам.

Истоки

— А загадочного ничего нет, — говорит Альфия Ас­хатовна. – У нашего народа издавна имя отца давало де­тям фамилию. Без отчества. У моего папы было два деда: Габдул и Ихсан (по отцу и матери). Отсюда фамилия — Габдулихсанов. Требуется отчество? Значит, Габдулих­санович.

438242С теплотой и нежностью рассказывает дочь о своих родителях.

Оба они родом из Баш­кирии: папа, Асхат Габду­лихсанович, — из дерев­ни Ново-Тимкино, а мама, Роза Лугмановна, — из Ста­ро-Тимкино. Папа — ветеран тыла. Когда началась вой­на, Асхату было десять лет. Пас коров, работал много — учился мало, окончил только начальную школу. Позднее получил права водителя, был первоклассным шофером и трактористом. Мама получи­ла семилетнее образование. Оба работали в колхозе.

— Никогда они не жили бедно, — говорит Альфия Ас­хатовна, — потому что дер­жали корову.

Были молоды, работы не боялись. А в 1957 году их ра­бочие руки потребовались Качканару. И два брата, Ас­хат и Агзам, стали перво­строителями города юности. Работали плотниками; стро­или первую школу, делали там полы и рамы для окон. Вскоре перевезли в Качка­нар и свои семьи. Жили во времянке и в свободное от работы время строили свое жилье. И в 1964 году на улице Горной (в Татарском посел­ке) выросли два одинаковых добротных дома.

Жили дружно, создавали уют. Разрабатывали огород, а это непросто: грунт здесь скальный — корчевали пни, землю носили из леса. Кста­ти, на одном из участков до сих пор живет-пожива­ет пень, внушительный, но уже состарившийся. И кто-то из родственников однажды предложил его убрать, но Альфия Асхатовна резко воз­разила. Ведь этот пень – из славного прошлого, когда ее родители были молодыми. Пускай же потомки видят, какие толстые деревья при­ходилось пилить вручную и как непросто было начинать жизнь в уральской тайге. Но Габдулихсановы, как и все первостроители, верили в завтрашний день и ради это­го много трудились.

И всё у них получилось: огород давал урожай, завели корову.

— Еще с войны родители понимали: есть корова — значит, семья сыта, — гово­рит Альфия Асхатовна. — На Именновском мы заготав­ливали сено. Работать при­ходилось много: и дома, и в огороде, и на покосе… Вот я своего сына каждый год вожу на море, а меня возили на поле.

Нет, это не упрек, а бла­годарность родителям, ко­торые растили детей в труде и строгости и сами много работали. Мама, Роза Луг­мановна, двадцать лет была маляром, а в 1980-м пере­шла на радиозавод, в охрану, откуда и вышла на заслу­женный отдых. Теперь ро­дителей уж нет в живых, но нравственным ориентиром всегда остаются эти светлые люди, которые не имели воз­можности много учиться, но всем своим детям дали высшее образование. А де­тей у них трое, это дочери. Старшие, Альфира и Римма, окончили горный институт, а Альфия стала учителем.

438242Учитель

Вышло случайно? Или это был осознанный выбор? Об этом я не задумываюсь, ибо убеждена: это — судьба; де­вочке свыше было уготовано стать педагогом.

А получилось так. В 1976 году Альфия поступила в восьмилетнюю школу №5. Любознательная и трудолю­бивая, она училась отлично, особенно любила математи­ку и уверенно побеждала в олимпиадах по этому пред­мету. Общительная и актив­ная пионерка, она три года была председателем совета дружины. Ей нравилось чув­ствовать ответственность за сверстников и вместе с дру­жиной делать добрые дела. Альфия успешно окончила восемь классов и была на­граждена путевкой во Все­союзный пионерский лагерь «Орленок».

Там, на берегу Черного моря, она обрела много но­вых друзей, вместе с кото­рыми активно участвовала в общественно-полезной работе. Они трудились и от­дыхали, мечтали, строили планы на будущее.

— Я буду учителем на­чальных классов, — сказала Светлана из Лесного, кото­рой мама сообщала, что от­дала ее документы в Нижне­тагильское педагогическое училище.

И Альфия решила после­довать за подругой. Вернув­шись в Качканар, она при­шла в школу №4, куда были переданы ее документы из пятой школы. Сказала, что не будет учиться в девятом классе, и забрала свои доку­менты. Тогда девочка еще не знала, что вернется в эту школу; вернется не учени­цей, а учителем.

А пока Нижнетагильское педучилище, о котором Аль­фия Асхатовна вспоминает с большой благодарностью.

— С нами работали пре­красные педагоги. Они нас учили учить. Учить детей — непростая наука, овла­девать ею надо ежечасно, постоянно, всю жизнь. Мы изучали педагогику, мето­дику, дидактику, готовили и проводили первые в жизни уроки. Наставники давали нам глубокие знания и учи­ли главному — уважению к личности ребенка. Приведу такой пример. Я читала кни­гу о войне. Очень интерес­ный, захватывающий сюжет. Дочитать осталось немного, и я взяла книгу с собой: уж очень хотелось узнать, чем всё закончится и что будет с главным героем. И вот на занятиях, положив руки на парту, а книгу на колени, я потихоньку читала и почти не слушала, о чем говорил у доски преподаватель. А через некоторое время пре­подаватель (это была жен­щина) подошла и вежливо спросила: «Очень интерес­ная книга?» Я кивнула. «По­ложи ее на парту и спокойно дочитывай. И не волнуйся. Все равно ничего не слуша­ешь. Потом наверстаешь». Я достала книгу и дочитала последние страницы. На­ставница не накричала на меня, не унизила перед всей группой, она понимала мое состояние. Это был прекрас­ный урок для меня и для всех нас, готовящихся работать с детьми.

Педучилище Альфия Габдулихсанова окончила с красным дипломом и при­шла в школу №4. 1 сентября 1988 года 19-летняя учи­тельница приняла свой пер­вый класс. И полетели дни — трудные, насыщенные, прекрасные. Но три раза в течение года она писала за­явление об уходе из школы.

— Мне казалось, что я не соответствую. Столько готовилась к уроку, всё по методичке. А в урок не уло­жилась. Не умею, не полу­чается. Не хочу и не буду портить детей!.. Спасибо за­вучу Екатерине Дмитриевне Гужавиной: каждый раз она воспитывала и переубежда­ла меня.

И Альфия Асхатовна про­должала работать — с высо­кими требованиями к себе и с чувством большой от­ветственности за детей. Она учила их и сама училась. Заочно окончила Нижнета­гильский педагогический институт и в 1993 году полу­чила диплом о высшем обра­зовании.

В школе почти три десят­ка лет, сделано уже восемь выпусков, а она по-прежне­му энергичная и активная, веселая и серьезная. Была секретарем учительской комсомольской организа­ции. Вместе с Нонной Вик­торовной Качановой — глав­ные затейницы в КВН. Уже пять лет работает Альфия Асхатовна в пункте прове­дения ЕГЭ — помощником, потом руководителем пун­кта. Это пристальное вни­мание к документам, это ответственность за каждого выпускника. Всю жизнь за­нимается спортом. Волей­бол, баскетбол, лыжи, конь­ки — играла за пятую школу, за педучилище, за учителей. Признается: «Только с пла­ванием проблемы: боюсь глубины». Зато тринадцати­летний сын Ильяс (любимец Бога) крепко дружит с бас­сейном.

На сына порой не хватает времени. Зато с классом — на природе и на футболе, на горе Качканар и в окрестно­стях города, на экскурсиях в Нижнем Тагиле и Екатерин­бурге, в Невьянске и Кунгу­ре. А летом Ильяс бывает на море с мамой, которая счи­тает: ребенок должен отды­хать. Первый раз он увидел море в три года.

Сейчас мальчик учится в шестом классе, где уроки математики ведет его мама. Непросто ей: и дорогие вто­роклашки, и математика в шестом. Но ведь это с дет­ства любимый предмет! Не приближается ли Альфия Асхатовна к своей новой мечте?

В 2015 году Альфия Ас­хатовна Габдулихсанова стала учителем высшей ка­тегории. Ее сердце отдано школе. А руки нужды дому и огороду, особенно весной, летом и осенью. Нынче со­брала 12 ведер клубники, закатала 60 банок компота, 50 банок огурцов, да еще лечо и прочая мелочь. А земля без любви и заботы тоже ничего не родит. Вот и старается наша неутомимая труженица.

Ее занятость — необыкно­венная. Я с трудом выбрала время для встречи.

— Нет, до выборов никак не получится, — говорила Альфия Асхатовна.

Дело в том, что уже 18 лет она работает в участковой избирательной комиссии и 16 лет является ее секрета­рем, а это документы, доку­менты, документы, требую­щие особого внимания, это кропотливая и утомитель­ная работа. А еще уроки, те­тради, педсоветы и прочие школьные дела — как мне пробиться к моей героине?

И все-таки у меня по­лучилось. И сегодня не без удовольствия я рассказываю о ней, чтобы еще раз низко поклониться всем учителям и поздравить их с професси­ональным праздником.