Сергей Захаров: Пьяных за рулём больше всего утром в рабочие дни
В последние годы законодательство стало строже к пьяным водителям: увеличены штрафы, введена уголовная ответственность, даже реальный срок получить можно. Видимо, предполагалось, что страх наказания отобьёт у граждан желание садиться за руль «под градусом». Это выглядит логичным. Но статистика — вещь упрямая. Настолько упрямая, что её даже логикой не возьмёшь. И говорит она о том, что пьяных за баранкой, несмотря ни на что, становится всё больше и больше.
О данной проблеме и о путях её решения мы поговорили с начальником ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Качканарский» Сергеем Захаровым.
— Какие меры предпринимаются сотрудниками ГИБДД, чтобы очистить дороги города от пьяных водителей?
— Кроме того, что при ежедневной работе уделяется особое внимание такой категории водителей, мы регулярно проводим профилактические мероприятия: «Стоп-контроль» и «Бахус» (Бахус – древнегреческий Бог вина и его возбуждающего действия на человека – прим. автора).
— Количество таких мероприятий за последнее время явно выросло?
— Да.
— Может быть, во многом с этим связан статистический рост пьяных за рулём?
— С одной стороны — да, с другой – нет. Нас беспокоит то, что каждый рейд, каждый «Стоп-контроль» начинает обсуждаться в обществе: и через СМИ, и на бытовом уровне, а результата никакого. Казалось бы, народу стоит задуматься, что пора прекращать садиться пьяным за руль, что всё равно рано или поздно остановят. Но, несмотря на то, что профилактических мероприятий намного больше, чем в прошлом году, меньше пьяных не становится. Как пили, так и пьют. Причём такая тенденция идёт по всей России.
— А сами жители как-то помогают в борьбе с пьяными водителями?
— Да, мы отрабатываем звонки граждан, которые не равнодушны к этой ситуации.
— Таких много?
— Скажем, да. Таких людей много. Звонят довольно часто. Проблема в том, что у нас ежедневно работает только один наряд, поэтому не всегда получается выявлять таких водителей.
— А сколько человек в наряде?
— Два.
— Два человека на целый город?!
— Да. Бывает, что по телефону нам сообщают номер машины, которой управляет предположительно пьяный водитель. В ходе патрулирования наряд останавливает данную машину, а водитель трезвый, информация не подтверждается. Есть, конечно, ситуации, когда специально звонят, чтобы наряд убрать с нужного им маршрута.
— Имеет ли право наряд ГИБДД остановить машину в черте города без объяснения причины?
— Что плохого, если инспектор остановил машину, заглянул в глаза водителю, посмотрел документы и, если всё в порядке, отпустил дальше?
— Ничего. Но тем не менее право это сделать он имеет?
— При проведении рейдовых мероприятий — конечно.
— Как можно охарактеризовать среднестатистического пьяного водителя? Кто он?
— Нет такой категории. У нас на сегодняшний день лишаются прав водители и с маленьким стажем вождения, у которых даже года опыта нет, и с большим, причем водители разных категорий вождения. Женщин много попадается.
К разговору подключилась Людмила Пермякова, инспектор по пропаганде ГИБДД:
— Мы проводили рейды вблизи детских садов и фиксировали, как пьяные папы привозили своих детей в садик. Были и такие случаи.
— При выявлении таких случаев, — продолжил Сергей Захаров, — материал направляется в ПДН для принятия соответствующих мер.
— В какое время суток больше всего пьяных водителей?
— Больше пьяных выявляется утром в рабочие дни. Есть задержания и в вечернее время, и в ночное. Бывает, что и днём люди звонят, сообщают о нарушениях. Недавно я оформлял человека в обед.
— Ситуация: вечер встречи выпускников. Все были в курсе, что будет «Стоп-контроль», в СМИ было сообщение. Я тогда делала статистику, у нас за те выходные 16 человек было выявлено. Это очень много, — рассказывает Людмила.
— Почему люди так уверены в своей безнаказанности?
— Надеются на русский авось: «Вдруг я проеду, и никто меня не заметит». Раз проехал в таком состоянии, второй раз, а на третий попался, — продолжает она.
— Сергей Павлович, что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы переломить эту ситуацию?
— Если бы в городе в достаточном количестве установили камеры, которые фиксируют нарушения правил дорожного движения, то инспекторам оставалось бы только выявлять водителей в состоянии опьянения. Сейчас камеры даже пренебрежение ремнем безопасности зафиксировать могут.
— Есть надежда, что такое оборудование появится в Качканаре в ближайшие годы?
— Обсуждение о необходимости таких камер идёт уже давно. Это вопрос финансирования. Об этом много говорят, но ничего не делают, даже одной камеры не ставят для охраны общественного порядка, скажем на Дворце культуры и местах общего пользования.
— Это вопрос областного уровня?
— Необязательно. Есть программа софинансирования — 50 процентов платит город, 50 приходит из федерального бюджета. Даже если бы одну камеру мы поставили сами, а вторую оплатили по программе из федерального бюджета, было бы намного интересней.
— Можно ли добиться успеха, используя только репрессивные методы?
— Мы понимаем, что одними запретительными мерами нельзя что-либо победить. Мы как контролирующий орган можем только привлекать, пресекать, лишать прав, выписывать штрафы и так далее, но мы не решаем эту проблему. Причины гораздо глубже, и, как мне кажется, нужно привлекать психологов и психоаналитиков к работе в этом направлении.
— Каким образом?
— Многие люди психологически не готовы к управлению транспортом. На Западе психолог решает, можно человеку водить машину или нет.
В ходе беседы Сергей Захаров озвучил статистические данные за 9 месяцев этого года и за 10 месяцев прошлого. Несмотря на разницу в целый месяц, почти во всех направлениях наблюдается рост. Так, например, в прошлом году с января по ноябрь было задержано 213 пьяных водителей с правами, а в этом году таких уже 216.
В прошлом году не было выявлено ни одного факта передачи управления водителю в состоянии опьянения, на сегодняшний день таких случаев уже семь. Рост на 700 процентов!
Один из самых важных показателей — количество так называемых «повторников». Так в полиции называют нарушителей, прежде уже привлечённых к ответственности за вождение в пьяном виде. Пойманных в таком состоянии второй раз неминуемо ждёт уголовная ответственность по статье 264 прим.1 УК РФ, а дальше на усмотрение суда: либо штраф от 200 до 300 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до двух лет.
По данной статье в этом году было осуждено около ста водителей. Год назад всего 34.
По вине пьяных водителей на территории Качканарского городского округа в этом году произошло четыре ДТП. В одном из них погибли два человека.
Владимир Шохов