Сергей Захаров: Пьяных за рулём больше всего утром в рабочие дни

В последние годы законодательство стало строже к пьяным водителям: увеличены штрафы, введена уголовная ответствен­ность, даже реальный срок получить можно. Видимо, пред­полагалось, что страх наказания отобьёт у граждан желание садиться за руль «под градусом». Это выглядит логичным. Но статистика — вещь упрямая. Настолько упрямая, что её даже логикой не возьмёшь. И говорит она о том, что пьяных за ба­ранкой, несмотря ни на что, становится всё больше и больше.

О данной проблеме и о путях её решения мы поговорили с начальником ОГИБДД межмуниципального отдела МВД Рос­сии «Качканарский» Сергеем Захаровым.

 

— Какие меры предпри­нимаются сотрудниками ГИБДД, чтобы очистить дороги города от пьяных водителей?

— Кроме того, что при ежедневной работе уделя­ется особое внимание такой категории водителей, мы регулярно проводим профи­лактические мероприятия: «Стоп-контроль» и «Бахус» (Бахус – древнегреческий Бог вина и его возбуждаю­щего действия на человека – прим. автора).

— Количество таких ме­роприятий за последнее время явно выросло?

— Да.

— Может быть, во мно­гом с этим связан стати­стический рост пьяных за рулём?

— С одной стороны — да, с другой – нет. Нас беспокоит то, что каждый рейд, каждый «Стоп-контроль» начина­ет обсуждаться в обществе: и через СМИ, и на бытовом уровне, а результата никако­го. Казалось бы, народу стоит задуматься, что пора пре­кращать садиться пьяным за руль, что всё равно рано или поздно остановят. Но, несмо­тря на то, что профилактиче­ских мероприятий намного больше, чем в прошлом году, меньше пьяных не становит­ся. Как пили, так и пьют. При­чём такая тенденция идёт по всей России.

— А сами жители как-то помогают в борьбе с пья­ными водителями?

— Да, мы отрабатываем звонки граждан, которые не равнодушны к этой ситуа­ции.

— Таких много?

— Скажем, да. Таких лю­дей много. Звонят довольно часто. Проблема в том, что у нас ежедневно работает только один наряд, поэтому не всегда получается выяв­лять таких водителей.

— А сколько человек в наряде?

— Два.

— Два человека на це­лый город?!

— Да. Бывает, что по теле­фону нам сообщают номер машины, которой управляет предположительно пьяный водитель. В ходе патрулиро­вания наряд останавливает данную машину, а води­тель трезвый, информация не подтверждается. Есть, конечно, ситуации, когда специально звонят, чтобы наряд убрать с нужного им маршрута.

— Имеет ли право наряд ГИБДД остановить маши­ну в черте города без объ­яснения причины?

— Что плохого, если ин­спектор остановил машину, заглянул в глаза водителю, посмотрел документы и, если всё в порядке, отпустил дальше?

— Ничего. Но тем не ме­нее право это сделать он имеет?

— При проведении рейдо­вых мероприятий — конеч­но.

— Как можно охаракте­ризовать среднестатисти­ческого пьяного водителя? Кто он?

— Нет такой категории. У нас на сегодняшний день лишаются прав водители и с маленьким стажем вожде­ния, у которых даже года опыта нет, и с большим, при­чем водители разных кате­горий вождения. Женщин много попадается.

К разговору подключи­лась Людмила Пермякова, инспектор по пропаганде ГИБДД:

— Мы проводили рейды вблизи детских садов и фик­сировали, как пьяные папы привозили своих детей в са­дик. Были и такие случаи.

— При выявлении таких случаев, — продолжил Сер­гей Захаров, — материал на­правляется в ПДН для при­нятия соответствующих мер.

— В какое время суток больше всего пьяных во­дителей?

— Больше пьяных выяв­ляется утром в рабочие дни. Есть задержания и в вечернее время, и в ночное. Бывает, что и днём люди звонят, сообща­ют о нарушениях. Недавно я оформлял человека в обед.

— Ситуация: вечер встречи выпускников. Все были в кур­се, что будет «Стоп-контроль», в СМИ было сообщение. Я тог­да делала статистику, у нас за те выходные 16 человек было выявлено. Это очень много, — рассказывает Людмила.

— Почему люди так уве­рены в своей безнаказан­ности?

— Надеются на русский авось: «Вдруг я проеду, и ни­кто меня не заметит». Раз проехал в таком состоянии, второй раз, а на третий по­пался, — продолжает она.

— Сергей Павлович, что, на ваш взгляд, необходи­мо сделать, чтобы перело­мить эту ситуацию?

— Если бы в городе в до­статочном количестве уста­новили камеры, которые фиксируют нарушения пра­вил дорожного движения, то инспекторам оставалось бы только выявлять водителей в состоянии опьянения. Сей­час камеры даже пренебре­жение ремнем безопасности зафиксировать могут.

— Есть надежда, что та­кое оборудование появит­ся в Качканаре в ближай­шие годы?

— Обсуждение о необхо­димости таких камер идёт уже давно. Это вопрос фи­нансирования. Об этом много говорят, но ничего не делают, даже одной камеры не ставят для охраны обще­ственного порядка, скажем на Дворце культуры и местах общего пользования.

— Это вопрос областно­го уровня?

— Необязательно. Есть программа софинансирова­ния — 50 процентов платит город, 50 приходит из фе­дерального бюджета. Даже если бы одну камеру мы по­ставили сами, а вторую опла­тили по программе из феде­рального бюджета, было бы намного интересней.

— Можно ли добиться успеха, используя только репрессивные методы?

— Мы понимаем, что одни­ми запретительными мерами нельзя что-либо победить. Мы как контролирующий орган можем только привле­кать, пресекать, лишать прав, выписывать штрафы и так далее, но мы не решаем эту проблему. Причины гораздо глубже, и, как мне кажется, нужно привлекать психоло­гов и психоаналитиков к ра­боте в этом направлении.

— Каким образом?

— Многие люди психоло­гически не готовы к управле­нию транспортом. На Западе психолог решает, можно чело­веку водить машину или нет.

В ходе беседы Сергей За­харов озвучил статистиче­ские данные за 9 месяцев этого года и за 10 месяцев прошлого. Несмотря на раз­ницу в целый месяц, почти во всех направлениях наблю­дается рост. Так, например, в прошлом году с января по ноябрь было задержано 213 пьяных водителей с правами, а в этом году таких уже 216.

В прошлом году не было выявлено ни одного факта передачи управления води­телю в состоянии опьянения, на сегодняшний день таких случаев уже семь. Рост на 700 процентов!

Один из самых важных показателей — количество так называемых «повторни­ков». Так в полиции назы­вают нарушителей, прежде уже привлечённых к ответ­ственности за вождение в пьяном виде. Пойманных в таком состоянии второй раз неминуемо ждёт уголовная ответственность по статье 264 прим.1 УК РФ, а дальше на усмотрение суда: либо штраф от 200 до 300 тысяч рублей, либо лишение свобо­ды на срок до двух лет.

По данной статье в этом году было осуждено около ста водителей. Год назад всего 34.

По вине пьяных водите­лей на территории Качка­нарского городского округа в этом году произошло четыре ДТП. В одном из них погибли два человека.

Владимир Шохов