День чтения в Качканаре
7 октября в Качканаре прошел День чтения. Принять участие в этой акции нас пригласил лицей №6. Он с «Лукоморьем» дружит уже много лет, с тех самых пор, когда ребята вместе с Натальей Леонидовной Ермолиной начали работать над темой «Качканар литературный».
И вот новая встреча, первая в этом учебном году. В 8.30 начались уроки, и каждый из нас вошел в предложенный ему класс. Все мы — разные и общались с детьми тоже по-разному, хотя в беседах у всех было много общего. Во-первых, говорили о родном Качканаре, который идет навстречу своему 60-летию. Во-вторых, о «Лукоморье», которому 30 октября исполняется 48 лет. И, конечно же, о книге – источнике знаний и о чтении как самом лучшем учении.
В каждом классе прозвучали стихи или проза, ребята познакомились с нашими авторами и новыми книгами. Но каждый урок чтения был не похож на другие.
Урок Соболева имел геологический уклон. Иван Михайлович говорил о богатствах Урала, он даже вспомнил выдающегося ученого П.С.Палласа, который исследовал гору Качканар еще в девятнадцатом веке. А для самого рассказчика эта гора — словно дом родной, который Иван Михайлович вместе с друзьями обустраивает уже в течение многих лет. И каждый год «лукоморцы» с этим опытным гидом и романтиком поднимаются на Качканар, знакомятся с его заповедными местами — восторгаются, вдохновляются, делают прекрасные снимки и, конечно же, пишут стихи.
Своим юным слушателям Иван Михайлович прочитал несколько стихотворений Нины Савельевой о горе Качканар. Вот одно из них..
Я рукой дотянулась до неба!
На плечах его подержала.
Справа скалы, и скалы слева –
Нежно-нежно тайга обнимала.
С высоты посмотрела на дали –
Сотни в них
улеглось километров…
И со всех сторон обласкали
Невесомые руки ветра.
И, как будто игрушечный,
город –
Островок любви и надежды –
С высоты был особенно дорог,
Я такого не знала прежде…
Свысока на заботы взглянула
И на мелочные обиды.
А хворобам своим шепнула:
«На меня не имейте виды!»
О, какое ж волшебное средство
От невзгод, от тоски и от лени
Нам века оставляют
в наследство…
Горы!
В счастье крутые ступени!
В другом классе ребята внимательно слушали Людмилу Андрееву. Она также говорила о Качканаре, который стал ее судьбой. Рассказала о замечательных людях, с которыми пришлось общаться, когда работала в Доме пионеров, Дворце культуры, в загсе. И о творческих годах в литературном объединении «Лукоморье». За эти годы издано пять ее поэтических сборников. Самый свежий, только что вышедший в свет, — «За кулисами судьбы». Людмила Николаевна показала учащимся эту книгу и прочитала несколько стихов.
Галина Трофимова вела серьезный разговор о литературе как искусстве слова, о ее связи с музыкой, живописью, театром и другими видами искусства. Говорила и об Интернете и электронных книгах, к которым часто обращаются молодые читатели. «А если погаснет свет?» — спросила она, начиная разговор о преимуществах печатной книги. «Племена, люди, государства исчезали, а книги оставались», — говорил в свое время Герцен.
На этом уроке речь шла и о воспитательном, нравственном значении книги, ибо нет более просветленного, очищающего душу чувства, как то, которое испытывает человек при знакомстве с великим художественным произведением.
Но чтение — это огромный труд, требующий напряжения ума и сердца. «Всегда ли вы дочитываете книгу до конца?» На этот вопрос некоторые дали отрицательный ответ. И Галина прочитала свое стихотворение «Недочитанная книга», где есть такие слова:
Страницы поверху листая,
Не дочитав, отбросил книгу.
Не понял, выпустил из виду:
Витает там душа живая…
Повремени, прочти немного!
Скажи: неужто не прельщает
Тебя тот мир, что обещает
Среди страниц
открытий новых?
Каждое произведение помогает вдумчивому читателю сделать немало открытий. Многие книги приоткрывают для нас прошлое и заставляют прикоснуться к нему: ведь в книгах — вся история человечества.
О своем открытии и прикосновении к прошлому рассказала школьникам Надежда Трушкова. Она говорила об Алапаевске.
— С Алапаевском нашу семью связывает многое: там родился и вырос мой муж Виктор Алексеевич Трушков, там похоронены его родители, там сохранилось родовое гнездо.
Алапаевск был первым городом на Урале, где установилась советская власть.
Да это и не удивительно: станкостроительный завод, металлургический комбинат, депо, крупная железнодорожная станция «ковали» рабочий класс.
В городском музее большая экспозиция, посвященная красноармейцам-алапаевцам, лидерам угнетенного пролетариата.
18 июля 1918 года большевики жестоко расправились с царем Николаем Вторым, его семьей и его близкими. В этот же день были заживо сброшены в шахту близ Алапаевска и другие представители Дома Романовых.
Это кровавое убийство долго скрывали. В дальнейшем следователем по особо важным делам Омского окружного суда Николаем Соколовым было проведено расследование, опрошены свидетели, местные жители.
В книге Н.Соколова «Убийство царской семьи» читаем: «Вот показания местного жителя К.В.Трушкова: «Поезд из 10-11 коробов, в каждом по два человека, без кучеров на козлах, направлялся от Алапаевска к Синячихе и попался мне на пятой версте от Алапаевска. Ни криков, ни разговоров, ни песен, ни стонов – вообще никакого шума я не слышал, ехали все тихо-смирно». Свидетель К.В.Трушков был допрошен членом суда Сергеевым 22 декабря 1918 года в г. Алапаевске».
— Так вот, этот свидетель Константин Викторович Трушков приходится дедом моему мужу. Дед умер, когда его внук Витя был еще пацаном, но, по воспоминаниям внука, дед никогда дома ничего подобного не рассказывал: небезопасная это была «штука». Свидетельство деда шло вразрез с официальной версией большевиков о якобы побеге царственных особ, о чем и была отправлена правительственная телеграмма в Москву. И если бы нам в руки не попала книга «Убийство царской семьи», мы никогда бы не узнали об этом эпизоде в жизни нашего дела.
А я своих учеников обратила к Качканару. Его биография пока невелика, но уже становится славной историей. И рассказала ребятам об альманахе «Качканарские грани», в котором запечатлены знаменательные даты города юности, отражен трудовой подвиг строителей и горняков. Поэзия и проза, мемуары и документы, краеведение, фотографии и цветные вкладки – вот основные грани этого литературно-художественного издания об истории Качканара. Вышли в свет уже пять альманахов.
А историю делают люди. Их пути и судьбы легли в основу моих очерков о качканарцах.. Один из сборников называется «Прикасаясь к прошлому», и есть в нем очерк «Марфин куст». О нем я и решила рассказать моему девятому классу. Вместе с героиней очерка Марфой Никифоровой мы отправились в девятнадцатый век и познакомились с судьбой этой крепостной девушки, проданной барином и насильно отданной замуж. Ребята узнали, что жизнь ее закончилась трагически. Узнали, что дети Марфы боролись за свободу и участвовали в революции; ее внуки сражались с фашистами во время Великой Отечественной войны, а правнуки строили Качканар. И сейчас в нашем городе живут праправнуки и прапраправнуки Марфы Никифоровой.
Мы говорили о том, как важно каждому знать и хранить историю своей семьи, своего города, своей Родины. И, конечно же, говорили о книге и силе художественного слова.
О книге Татьяна Семакина написала стихотворение, которым и завершилась встреча в одном из классов.
Книге посвящаю свою оду.
Книга служит издавна народу,
Манит содержанием страниц,
Предлагая чтенье без границ.
Такое начало. А завершается стихотворение так:
Тоненькие книжные листочки
Так и просят
дочитать до точки.
Любит наше общество читать.
Вот и всё.
Да здравствует печать!
А в завершение хочется вспомнить Самуила Маршака, который утверждал, что литературе нужны не только талантливые писатели, но и талантливые читатели. Ведь чтобы понимать автора, чувствовать и мыслить вместе с его героями, нужны хорошая подготовка, тонкий ум и чуткое сердце. Надо учиться читать. И пусть чтение будет не единственным праздничным Днем в году. Пускай все наши будни не обходятся без чтения. И пускай общение с книгой доставляет нам радость.