Галина Желудева: Плохое настроение нужно оставить дома

Недавно в Новосибирске появился первый детский сад для взрослых «Город детства». Посетители «Го­рода детства», стилизован­ного под детский сад совет­ских времен, могут пожить по графику настоящих дет­садов: тихий час, занятия рисованием, лепкой, пение, игры. В меню — каша, какао и запеканка. Следят за по­рядком опытные воспитате­ли дошкольных учреждений.

В садике всего одна груп­па, состоящая из 10 человек. Среди первой десятки ока­зались четыре банковских менеджера. Услуга оказалась востребованной — взрослые не прочь вернуться в дет­ство. Многие из нас с но­стальгией и теплотой вспо­минают о днях, проведенных в детском саду, когда о тебе позаботятся, напоят, накор­мят и уложат спать.

00361936А как же проходит день в настоящем детском саду? Чем занимаются дети и как проходит рабочая смена воспитателя? Чтобы это уз­нать, я отправилась в одну из групп детсада «Улыбка» и пообщалась с ветераном тру­да, хорошим воспитателем и любимицей детей Галиной Николаевной Желудевой.

Я пришла в группу в де­вятом часу утра, дети уже позавтракали, настало время занятий. Ребята вниматель­но слушали рассказ воспита­теля об осени и урожае, ак­тивно отвечали на вопросы и оживленно участвовали в бе­седе. Занятия эти велись не просто так. После небольшой познавательной беседы все ребята получили задание: нарисовать осенние дары природы. Детишки разобра­ли краски, альбомы и приня­лись за творчество.

Казалось бы, у воспитате­ля есть минутка для отдыха, но не тут-то было. Нянечка на больничном, а значит по­суда после завтрака еще не помыта. Пока ребята рисуют помидорки, цветочки и огур­чики, Галина Николаевна на­правляется в мойку, где ее дожидается гора посуды из двадцати пяти тарелок, ло­жек и кружек. Перемыть это нужно успеть, пока дети за­няты рисованием.

За долгие годы работы Га­лина Николаевна уже с лег­костью справляется с тем, чтобы навести порядок, од­ним глазом поглядывать за детьми, еще и успевать вести беседу со мной.

Вот уборка сделана, ри­сунки закончены, пора и за соком отправляться. После небольшого перекуса наста­ло время прогулки. Вот тут у меня, наконец-то, и появ­ляется время, чтобы погово­рить с воспитателем и разве­дать секреты профессии.

— Галина Николаевна, расскажите, с чего начина­ется ваш рабочий день?

— Рабочий день у нас на­чинается с семи утра, но, как правило, мы приходим рань­ше. Иногда детей очень рано приводят. Вот даже сегод­ня я уже на входе встретила одну из своих воспитанниц. Обычно всегда приходим в группу, моем руки, идем за водой — и вот мы уже готовы встречать детишек.

— Дети действительно ни на минуту не остаются без воспитателя?

— Мы с ними везде. Даже на зарядке с ними не только тренер, но и мы. Всегда по­следними бежим следом и зимой, и летом. Сейчас у нас очень ответственный год, на подготовительную группу ложится много задач. Скоро начнем готовиться к выпуск­ному.

— Тяжело справляться с такой работой?

— Нужно просто уметь терпимо относиться ко все­му: и к родителям, и к де­тям. Нужно научиться кон­тролировать свои эмоции, неважно: грустно тебе или весело, или какие-то пробле­мы дома, пришел на работу — все нужно забыть. Нельзя передавать детям свое пло­хое настроение. А когда у нас какие-то праздники, тоже иногда приходится себя пе­ребарывать. Работа немно­го театральная, цирковая даже временами. При детях нельзя страха показать, нуж­но всегда быть уверенным. Не скажу, что очень тяже­ло, нужно просто научиться справляться со своими эмо­циями. Если этого не делать, у некоторых со временем происходит эмоциональное выгорание, их начинает все раздражать, даже дети. Вот в такие моменты нужно сразу уходить: вряд ли ситуация повернет в другую сторону.

— К родителям тоже иногда приходится прояв­лять терпение, а они про­являют понимание к вам?

— Они часто не понимают нас. Конечно, каждый пере­живает за своего ребенка, но ведь у нас их много, к каждому свой подход нужно найти. Не­которые могут с мыслью о раз­борках все выходные прожить и в понедельник утром прибе­жать выяснять отношения. По мне, лучше ко всему относится с юмором. Как нужно обеспо­коиться, чтобы все выходные больше ни о чем не думать? А как потом в школу ребенка от­правлять? Там и детей больше, и смотрят за ними не так при­стально, и случиться может все, что угодно.

— Как вы стали воспита­телем?

— Я пришла, когда мне было 18 лет. Прошла медкур­сы и была медсестрой-вос­питателем. 12 лет прорабо­тала в первых яслях, потом в четвертых. Работала на круглосуточной группе, еще и по субботам. Работали от горздрава. Позже нас при­равняли к воспитателям. Потом я закончила педаго­гический класс. Сейчас для воспитателей нужно хотя бы среднее педагогическое об­разование, поэтому я даже на пенсии заканчиваю заоч­но уже четвертый курс.

— Сколько лет отдали работе?

— Сорок шесть. Несколько лет назад получила ветера­на Свердловской области, а в этом году, на августовской педагогической конферен­ции, дали грамоту ветерана труда. Уйти пока не могу, не понимаю, как я буду жить без этого, мне этой работы будет не хватать.

— Для своих детей и внуков остаются силы?

— На семью времени со­всем не хватает. У меня уже трое внуков, прабабушкой недавно стала. Раньше еще и в две смены приходилось работать. Но родные всег­да мне помогали. Помогали даже заготовки всякие для детей делать: вырезать что-то, чертить, рисовать.

— Что для вас все эти годы выступало поддерж­кой, чтобы все не бросить? Наверняка ведь такие мысли появлялись?

— Конечно, появлялись, особенно когда происходила какая-то несправедливость. Я не о несправедливости со стороны администрации. Чаще всего несправедли­вость идет от родителей. Не разобравшись, спонтанно об­виняют во всяких грехах, эго­истично думают, что только они правы, вот больше всего это ранит. Если справедли­во обвинение, то, конечно, я и исправлюсь, и извинюсь. Помогало то, что я не люблю оставлять все на потом, даже нерешенные конфликты. Главное — не загонять все это в угол, не копить, а сразу из­бавляться. Не люблю долги и нерешенные вопросы.

— Молодые идут в вос­питатели?

— Конечно, но чаще всего идут из нянь, те, кто помощ­никами воспитателя уже работали. Наверное, люди понимают, что это их рабо­та. Одно время была очень большая текучесть в садике. Приходили всякие люди, но некоторые долго тут и не за­держивались. В садике моло­дым всегда место найдется, старый персонал уходит, мо­лодые приходят.

— Какие советы можете дать будущим воспитате­лям?

— В первую очередь нуж­но любить детей, а не себя. Бывают те, кто любят не про­фессию, а себя в этой про­фессии. Кто-то идет рабо­тать врачом не чтобы лечить людей, а чтобы красоваться в белом халате. Тут так не получится. Еще воспитатель должен быть очень подвиж­ным. Вот даже посмотрите сейчас — девочки все заняты, играют, а мальчишки бегают. Разве тут присядешь?

— Какие плюсы в вашей работе?

— Ты долго остаешься молодым в душе, воспиты­ваешь себя, всегда чему-то учишься. Образование, ко­торое ты получил сорок лет назад, сейчас уже будет неак­туальным. Проходим всегда повышение квалификации. Дети с каждым годом меня­ются, приходится и за ними тянуться, чтобы понимать их. Практически все мои ровесники уже сидят дома. А мы тут на свежем воздухе гуляем, и на зарядке с ними бегаем, и на праздниках вы­ступаем.

Весь наш разговор длил­ся всю прогулку, буквально каждые три минуты Галине Николаевне приходилось отвлекаться на детей, а как иначе? За столько лет рабо­ты уже и не можешь по-дру­гому.

Время прогулки подо­шло к концу, возвращаемся в группу. Теперь нужно от­репетировать сценку к ро­дительскому собранию, а там и обед недалеко. После обеда нужно уложить детей спать, а во время сончаса пересменка. Восьмичасовой рабочий день подходит к концу.

Проведя день в детском саду, могу с уверенностью сказать, что это интересная, но непростая работа. Гуля­ют, играют и развлекаются в детском саду только дети, а для воспитателя это тяжелый труд. Вспомните, как трудно иногда вам приходится с ва­шим чадом, а у воспитателя их двадцать пять.